сервис
запчасти
продажа

Клапаны стиральных машин

Мы давно подметили: стиральная машина, что ни говори, уж очень похожа на человека! Она тоже работает, иногда болеет, у нее тоже есть "мозги", которыми она "думает", а вместо сердца у нее, как и полагается, пламенный мотор.

Кроме мотора есть и другие не менее важные функциональные компоненты, такие как, в частности, клапаны подачи воды в машину ("наливные") и ее дренаж ("сливные"). Поскольку без них не сможет работать ни одна современная стиральная машина, мы постараемся более подробно рассказать об их устройстве и ремонте.

Не далее как 20 лет назад вместо клапанов во многих машинах для подачи воды использовались обычные вентили: открыл – и полилась вода в машину. Только при этом нужно было следить по риске на стекле загрузочного люка за ее уровнем, выбирать режим (стирка или полоскание) и еще успевать отслеживать по градуснику температуру воды, вовремя добавляя холодную или горячую. Да и дренаж тогда был ножным – чтобы слить воду, нужно было нажать соответствующую педаль.

По типу исполнения клапаны, используемые в стиральных машинах, можно условно разделить на две группы – электромагнитные (соленоидные), которые непосредственно управляются подачей электропитания на катушку клапана, и те клапаны, которые работают от подачи на них воды (их часто называют "водяными") или сжатого воздуха. По своей функциональности клапаны обеих групп делятся на нормально открытые и нормально закрытые.

Рассмотрим клапаны, которые служат для подачи воды в машину.

В зависимости от конструкции и выполняемых стиральной машиной функций они могут иметь один, два и даже четыре выхода и, соответственно, такое же количество электрических катушек. Катушки для клапанов изготавливают в пылезащищенном или герметичном корпусе. Обмотка катушек осуществляется высококачественным эмаль-проводом из электротехнической меди. По принципу подсоединения клапаны бывают резьбовые или фланцевые.

Для подключения к электрической сети используется штекер. Для плунжеров и штоков применяют специальные магнитные материалы. Управление осуществляется подачей напряжения на катушку. В состав клапана также входит фильтр-сеточка, которая защищает его от попадания грубых частиц – песка или ржавчины (при ее засорении вода в машину поступает, но очень медленно, и тогда необходимо отсоединить подводящий шланг и ее прочистить). При открытии клапана под воздействием магнитного поля катушки шток (плунжер) поднимается вверх и снимает усилие с мембраны, которая моментально поднимается и открывает клапан. При закрытии (при отсутствии магнитного поля) подпружиненный шток опускается и с усилием прижимает мембрану через кольцо к уплотнительной поверхности.

Типичными причинами неисправности клапанов являются:

  • обрыв обмотки индукционной катушки – в этом случае клапан не открывается, и вода не поступает в машину (необходимо проверить сопротивление катушки: для этого используется мультиметр, а при его отсутствии сопротивление можно проверить, поменяв катушки местами);
  • неполное закрытие клапана (при снятии с катушки напряжения продолжает сочиться вода). Причина – в попадании грязи, песка под шток клапана (для ее устранения необходимо разобрать и прочистить клапан).

Также возможна неисправность самого штока или мембраны клапана, в этом случае необходима их замена.

Если Вы решили поменять клапан целиком, то движение рабочей среды должно совпадать с указанной на корпусе стрелкой. Одним из факторов, которые также влияют на эксплуатацию клапана, являются резкие перепады температур и постоянное давление воды на него; последнее, впрочем, можно исключить, если перекрывать краны с водой после смены.

К подающим можно отнести и клапаны для подачи пара (для машин с парообогревом). Их основным отличием является корпус: он, как правило, латунный или стальной. При установке такого клапана (или замене уплотнения) следует знать, что в случае, если у Вас на предприятии температура пара не выше 140°С, нужно использовать уплотнение типа EPDM (синтетический эластомер), а если выше – то PTFE (фторопласт). Однако надо понимать, что материал EPDM более пластичен и более долговечен при эксплуатации, чем фторопласт, и обычно предпочтительнее выбирать его.

Дренажные (сливные) клапаны используются в качестве запорного устройства в магистрали, соединяющей стиральную машину с системой канализации. Наиболее часто используемый в стиральных машинах клапан состоит из приводного двигателя-редуктора и монтируемого на нем собственно клапана. Питание двигателя-редуктора клапана осуществляется от однофазной сети переменного тока напряжением 24/220В, которое подается на катушку клапана.

Корпус клапана изготовлен из специальных полимерных материалов, и если с ним обходиться аккуратно и не подвергать механическому воздействию, служит он довольно долго. В зависимости от фирмы-изготовителя дренажные клапаны различаются по условному проходу и по расположению входного отверстия (90 или 180 градусов по отношению к выходному), а также дополнительного вывода слива воды из перелива бака машины.

Основная причина выхода из строя такого клапана – это двигатель-редуктор, который, поворачивая заслонку в корпусе, открывает и закрывает клапан. При этом редукторы для подобных клапанов идентичны, крепятся к клапану винтами, и любой слесарь может произвести операцию по их замене. Иногда в качестве управления для открытия/закрытия сливного клапана используют воду. В этом случае вода подается на мембрану сливного клапана через промежуточный (соленоидный) клапан, который подсоединен к магистрали с водой.

Здесь нужно обратить пристальное внимание на мембрану, проверить ее целостность (нет ли "надрывов") и при необходимости заменить на новую, не меняя весь клапан целиком. В машинах большой загрузки очень часто для управления клапанами используется сжатый воздух, который, помимо собственно управления клапанами, выполняет и другие функции в стиральной машине.

Сейчас найти необходимый клапан для стиральной машины не представляет проблемы. Особенно это касается "наливных" клапанов – так, на рынке представлены клапаны различных фирм, наиболее известными из которых являются Danfoss, CEME, Sirai и другие. Серьезная сервисная организация, занимающаяся обслуживанием прачечного оборудования, всегда имеет в наличии необходимые компоненты.

Более того – раньше при неисправности приходилось менять целиком весь клапан, а сейчас есть большой выбор не только собственно клапанов, но и аксессуаров для них. Я бы сказал – сегодня можно приобрести "запасные части для запасных частей": можно приобрести отдельно индукционную катушку, шток, редуктор, мембрану и т.д. Желательно заранее позаботиться о "расходниках" для клапана и иметь их у себя на производстве, чтобы оперативно произвести замену: в современных условиях это поможет Вам значительно сэкономить на ремонте.

Валерий МЕТЕЛКИН, главный инженер ЗАО "Сервисбытмаш"

Сервисбытмаш —
Официальный сервисный партнер Electrolux